Сухарев Михаил Иванович

Биография | Работы мастера

Сухарев Михаил Иванович

Михаил Иванович Сухарев - потомственный москвич. Его столичная родословная восходит к прапрадедам. Родился в Москве в 1960 году. Систематические занятия изобразительным искусством начал в 14 лет в знаменитом столичном Дворце пионеров, в студии живописи под руководством заслуженного художника России Владимира Николаевича Коркодыма. (Там же, например, начинали многие московские музыканты и вокалисты: в музыкальных кружках и в известном хоре Владимира Локтева. В. Н. Коркодым учился в Суриковском институте в мастерской А. М. Грицая, у Д. Д. Жилинского и С. Н. Шильникова.)

«Владимир Николаевич подал нам пример настоящего художника и воспитал в нас, своих учениках, истинное, должное, любовное и самоотверженное отношение к живописи, которое, как зерно или закваска, составило главную движущую силу для последующего творческого роста, жажды творчества, хронического вдохновения», - рассказывает Михаил Сухарев.

Когда Владимир Николаевич перестал преподавать в студии, Михаил, чтобы продолжить свое художественное образование, поступил сразу в девятый класс детской художественной школы-десятилетки Краснопресненского района. Любимые авторы той поры – Врубель и Коровин, Пластов и Пименов. Через два года, окончив школу с отличием, поступил на художественно-графический факультет Московского государственного педагогического университета, где защитил дипломную работу под руководством профессора Константина Мефодиевича Максимова.

В это же время, сверх институтской программы, серьёзно увлёкся историей и теорией искусства – художниками Возрождения и русской живописью. Его преподавателями были Пётр Кириллович Суздалев, Михаил Фёдорович Киселёв, Вера Васильевна Алексеева, Вадим Павлович Малетин.  Михаила интересовало в частности то, как искусствоведение способно раскрывать тайны изобразительности изнутри - из самого творческого процесса, из психологии творчества, из художнической «кухни».

После окончания института шесть лет преподавал в той же Краснопресненской художественной школе и вошел в молодёжное объединение Московского союза художников, регулярно выставляя живописные и графические работы.

Вскоре поступив сразу на второй курс факультета теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российской академии художеств в Санкт-Петербурге, стал углублённо изучать современное итальянское искусство в его преемственности традиций старых итальянских мастеров. Художника всегда волновал вопрос исторического наследования и сходства проблематики авторов всех времён и народов.

С 1989 года преподавал рисунок, эстамп и композицию на художественно-графическом факультете Московского педагогического государственного университета. Там же, на кафедре рисунка, окончил аспирантуру и защитил диссертацию (об искусстве композиции в станковой и книжной графике). Кандидат педагогических наук (художественная педагогика).

В 1996 году, продолжая регулярно участвовать в весенних, осенних и тематических выставках, был принят, по рекомендации московских художников Германа Николаевича Студентова и Бориса Васильевича Лушникова, в число членов секции станковой графики Московского союза художников.

Михаил Сухарев представляет традиции классической московской школы живописи и графики. Работает во всех жанрах станковой живописи и графики (пейзаж, натюрморт, портрет, жанр). Создаёт серии рисунков и пастелей. Много работает над эстампом в технике глубокой печати. Создаёт серии книжных иллюстраций.

Часто и подолгу живёт и работает в Русском Барбизоне - окрестностях города Тарусы, которая связана с именами и творчеством Николая Крымова, Виктора Борисова-Мусатова, Марины Цветаевой, Василия Ватагина, Святослава Рихтера, Константина Паустовского. Здесь, на берегу Оки,  стоит усадьба Поленово и знаменитая Троицкая церковь в Бёхово. Многие пейзажи, натюрморты, этюды, рисунки Михаила Сухарева имеют местом своего происхождения именно эти, живописные и одухотворённые места, хорошо известные московским художникам. Да и сама старушка Москва – его постоянная натурщица.

Художника навсегда привязала к себе живопись старых мастеров. Веласкес, Веронезе, Лотто, Джорджоне, Рембрандт, Рубенс, Шарден, Коро, Гойя, Констебл, Курбе, Дега и импрессионисты. Самой же лучшей в мире художник считает русскую живопись. Рокотов, Никитин, Венецианов, Сорока, Крылов, Кипренский, Тропинин, Щедрин, Александр Иванов, Суриков, Врубель, Кустодиев…

Следуя своему второму - искусствоведческому - призванию, автор время от времени пишет критические статьи о современном искусстве. Имеет искусствоведческие труды об итальянском и немецком искусстве ХХ века (о живописи и графике Ренато Гуттузо, о рисунках и скульптуре Джакомо Манцу, об исторической живописи Вернера Тюбке). Как художник-педагог пишет о проблемах методики преподавания композиции и графики в художественных вузах. Одна из последних публикаций Михаила Сухарева - учебное пособие «Основы иконописного рисунка», в соавторстве, 2011 г.

Михаил Сухарев - участник многих московских, всероссийских, международных художественных выставок графики и живописи. Более 20 лет преподаёт рисунок, живопись, композицию, печатную графику, пластическую анатомию и перспективу студентам московских художественных факультетов и вузов, руководит курсовыми и дипломными работами.

Масляная живопись художника, отмеченная особым живописным даром, виртуозные, тщательные, живые рисунки, изысканные гравюры и акварели выполнены в традициях классической московской изобразительной школы. Покой и ясность, цветовая насыщенность и умиротворение, наполненность смыслом и чувством, особое качество пластического языка составляют своеобразие работ художника, развивающего живую традицию древнего московского искусства.

Работы Михаила Сухарева находятся в собственности Российской академии художеств, в Музее истории Москвы, в частных коллекциях России, Германии, Италии, Франции.

Московские этюды

«Московскому художнику нельзя не изображать родной город. Когда-то мне, ещё школьнику, ходившему в секцию живописи московского городского Дворца пионеров, мой дед подарил этюдник. С этим первым этюдником я со сверстниками исходил половину старой Москвы. Тогда город был совсем другой… Настоящие старые переулки, заселённые москвичами-аборигенами… Жилой центр 20-19-16-х веков… Истоптанная, замусоленная, в трещинах и заплатах, как Париж, древняя, всё помнящая, первопрестольная Москва… Третий Рим…»

«Зимой, например, заходим в московский двор, тихий, маленький, заваленный снегом «каменный мешок», открываем этюдники… Метель… Прячешься к стене, под окна, снежинки липнут к краскам, и когда этюд почти готов, на палитру с карниза вдруг падает огромная снежная шапка… И вдруг слышим: «Тук-тук-тук», – стучат в соседнее окно первого этажа… Поднимаешь голову – в окне горит свет, а из-за занавески старушка улыбается и манит пальцем, показывает: «Зайди!» Замёрзшие, собираем этюдники, находим дверь подъезда, старый дом, заходим… И старушка поит нас чаем… оказывается – давно за нами из окна смотрела…»

Москва-Таруса

«Интересно – когда всё лето пишешь и рисуешь пейзажи в окрестностях Тарусы, то среди песков и лесов, у реки, на дорогах и в зарослях, почему-то плавно, как галлюцинации, оживает память о городе, возникает чувство, похожее на «чувство Москвы», будто гуляешь по переулкам… Нет, это не ностальгия из-за контраста с деревней, а чувство по сходству - какое-то общее образное начало, что-то древнее, гармоничное, единое, некая общая русская душа… А когда в конце лета поздно вечером возвращаюсь в город, и ещё из-за предместий разливается вид на озеро огней… всегда вспоминаю: «Ах, братцы! Как я был доволен, когда церквей и колоколен, садов, чертогов полукруг, открылся предо мною вдруг! Как часто… в …разлуке… в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе!»

Московские музеи

«Давно, когда я состоял в молодёжной секции Московского союза художников, комиссия по работе с молодыми художниками Академии художеств предложила мне сделать серию рисунков о Москве. «Сделайте нам, например, серию "Московские музеи"», - сказали мне. С тех пор и по сей день к городским живописным этюдам прибавилось регулярное натурное рисование».

Графика

«Привитый нам ещё Владимиром Николаевичем Коркодымом классический академический штрих – сильное и универсальное художественное средство, изысканный и надёжный «инструмент». Этим изобразительным средством можно, кажется, запечатлеть всё… Старые мастера знали в этом толк. Рисование же без лицезрения натуры особенным образом благодатно для работы воображения. Если не сразу замазывать лист, а беречь белое, смотреть внутрь чистого пространства, то воображение подсказывает всю дальнейшую картину… и в целом, и в самых мелких деталях… Таково таинственное искусство графики…

В рисунке всегда работает белый тон, он всё наполняет, всему даёт силу и жизнь… Это мужское начало, как цвет в живописи… А линия прилеплена к белому пятну, сливается с ним, показывает его, подчёркивает, красуется и часто истончается, почти до самоизчезновения…

Гравюры

«Существующий в единственном экземпляре, оригинальный рисунок — очень нежен и раним. Это не крепкий полимер высохшей масляной краски. Тонкий углеродный порошок, нанесённый на верхний слой шероховатой бумаги, можно легко стереть при небрежном неосторожном хранении – и вот уже рисунок не тот, что раньше. Что-то неуловимое исчезает, и не вернёшь… Поэтому мне и представляется, что будет хорошо, если перевести ценный рисунок в гравюру. Те же штрихи, та же тонкость и лёгкость, однако офортная краска надёжно вдавлена в бумагу, а в процессе печати можно варьировать оттенки образа на разных оттисках… Ведь каждый оттиск – уникален!..»

НоябрьСухарев М.И.Ноябрь-, 2000 г.
Берёзы возле поляСухарев М.И.Берёзы возле поля-, 2000 г.
Зима в ТарусеСухарев М.И.Зима в Тарусе-, 2000 г.
ЖивописьСухарев М.И.Живопись-, 2000 г.
Вербное ВоскресениеСухарев М.И.Вербное Воскресение-, 2000 г.
Гоголевский бульвар ночьюСухарев М.И.Гоголевский бульвар ночью-, 2000 г.
Холодный май на ОкеСухарев М.И.Холодный май на Оке-, 2000 г.
Ока. Август.Сухарев М.И.Ока. Август.-, 2000 г.
Натюрморт с рыбой и виноградомСухарев М.И.Натюрморт с рыбой и виноградом-, 2000 г.
Восход луныСухарев М.И.Восход луны-, 2000 г.
ЖивописьСухарев М.И.Живопись-, 2000 г.
Ночь на Малой БроннойСухарев М.И.Ночь на Малой Бронной-, 2000 г.
Натюрморт с рябинойСухарев М.И.Натюрморт с рябиной-, 2000 г.
Берёзы в ЦарицыноСухарев М.И.Берёзы в Царицыно-, 2000 г.
СосенкаСухарев М.И.Сосенка-, 2000 г.
ЛягушатникиСухарев М.И.Лягушатники-, 2000 г.
ЗатонСухарев М.И.Затон-, 2000 г.
Волхонка и окрестности. ГМИИ. СолнцеСухарев М.И.Волхонка и окрестности. ГМИИ. Солнце-, 2000 г.
БерёзыСухарев М.И.Берёзы-, 2000 г.
Семь гранатов на жемчужном шёлкеСухарев М.И.Семь гранатов на жемчужном шёлке-, 2000 г.
ОпушкаСухарев М.И.Опушка-, 2000 г.
Тюльпаны. ФрагментСухарев М.И.Тюльпаны. Фрагмент-, 2000 г.
Татарник над ОкойСухарев М.И.Татарник над Окой-, 2000 г.
Солнце скрылосьСухарев М.И.Солнце скрылось-, 2000 г.
Белые тюльпаныСухарев М.И.Белые тюльпаны-, 2000 г.
Зелёный букет с татарникомСухарев М.И.Зелёный букет с татарником-, 2000 г.
Натюрморт с бубновой восьмёркойСухарев М.И.Натюрморт с бубновой восьмёркой-, 2000 г.
ИюньСухарев М.И.Июнь-, 2000 г.
День рожденияСухарев М.И.День рождения-, 2000 г.
Бульвар в ПетербургеСухарев М.И.Бульвар в Петербурге45х35, 2000 г.
СливаСухарев М.И.Слива-, 2000 г.
Свято Троице Сергиева Лавра. Трапезная.Сухарев М.И.Свято Троице Сергиева Лавра. Трапезная.-, 2000 г.
КолокольчикиСухарев М.И.Колокольчики-, 2000 г.