Исаев Сергей Иванович

Биография | Работы мастера

Исаев Сергей

Творчество художника формируется временем, и невозможно предугадать период наиболее яркого расцвета, так как бесконечен путь поисков образной выразительности и живописной семантики картин. Этот путь - совершенствование художественного языка, способности переходить от одного жанра к другому, не теряя цельности, эмоциональной убедительности, притягательности. И автор решает эти образно-пластические и технические задачи.

Сергей Иванович Исаев родился в 1949 году в г. Комсомольске-на-Амуре. Богатая природа дальневосточной тайги, могучая река и люди, творческие, целеустремленные, их мечты и их работа произвели огромное впечатление и повлияли на судьбу будущего художника. Как юное дарование Сергей Исаев был рекомендован и успешно сдал экзамены в Московскую среднюю художественную школу при институте им. В. И. Сурикова. С 1968 по 1974 годы - студент Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова. После окончания факультета монументальной живописи у профессора К. А. Тутеволь, О. И. Орловского и В. А. Мизина дипломирован по специальности «Художник-живописец».

Начиная с 1974 года жизнь и творчество Сергея Исаева связаны с Днепропетровском. Им созданы монументальные произведения, украшающие город и требующие отдельного научного исследования. Художник блестяще владеет самыми разнообразными техниками. В росписях и витражах отражено время и люди, его созидающие: «Мостостроители» (1974-1975), «Студенты Днепропетровска» (1978), «Мы новый мир построим» (1978), «Сграффито в областном телецентре» (1978) и т. д. Сергей Исаев участвовал в оформлении Дома органной и камерной музыки, создав восемь росписей, авторская мелодия которых сливается с общеархитектурной, и 22 витража на тему музыки и искусства, экспрессия цветового решения которых придает Дому романтическое звучание, наполняя пространство жизненной силой.

Неуемная энергия, чуткость, искренность, неравнодушие, бесконечная требовательность к себе и к делу всей жизни - живописи - отличают мировоззренческую позицию мастера. В 1989 году в период «перестройки» избран председателем Днепропетровской организации Союза художников Украины. Решая сложные проблемы, организовывал выставки-продажи работ днепропетровских художников в Москве и других городах СССР.

Характер дарования Сергея Исаева разнообразен, как и его творческие поиски. С 1975 года он участник областных, с 1977 года - республиканских выставок. Творческий путь живописца начался с картины «Казаки. После битвы» (1975), позднее приобретенной Днепропетровским историческим музеем. С работой «Дом моего отца» (1977) Сергей Исаев участвовал в республиканской выставке, а с картиной «Вечер над морем» (1980) - в столичной выставке в залах Академии художеств СССР. Картины «Поэты революции» (1979) и «Сентябрьские кроны» (1982) становятся собственностью Днепропетровского художественного музея. Постоянное участие в выставках, активная жизненная позиция обуславливают стремительное вхождение в круг блестяще одаренных живописцев и говорят о главном: художник нашел собственный образный язык, и в искусство пришла яркая личность, бесконечно преданная своему призванию.

В этот же период художник успешно работал в жанре портрета, создав психологически тонкий, убедительный образ писателя Ф. Д. Залаты (1976) и очень интимный, искренний, пластически отточенный и живописно содержательный «Семейный портрет» (1984). Контрастная светотеневая моделировка формы, свободная манера лепки, убедительность композиционного решения, - все придает работе психологическую достоверность. Работа над автопортретами - самопостижение как процесс. Манера исполнения — свободная, динамичные мазки, передающие обостренность чувств. Гармоничность, мягкость и благородство цветовой гаммы, композиционная лаконичность дают автопортретам духовно-исповедальные нотки.

Сергей Исаев блестяще владеет искусством художественной условности, без которой не может быть убедительной художественной формы, а, следовательно, и значительных произведений. Это и есть органичная составляющая большинства натюрмортов-«повествований», натюрмортов-«характеров», натюрмортов-«аллегорий». Исаев-мастер обладает удивительной способностью делать изображаемые предметы одухотворенными. Соединяя почти философскую отвлеченность с точной жизненной конкретностью, художник тяготеет к декоративности цвета, звучному контрасту, подчеркивая пластическую и живописную самоценность предметов, их красоту, скрытую от поверхностного взгляда. Напряженную световую контрастность мастер использует как зрительный эффект, оживляющий мир вещей. Предметы пребывают в зыбком равновесии человеческого уюта. Сергей Исаев раскрывает своеобразную романтику близких и обыденных предметов.

Женская красота - тема, с которой художник не расстается на протяжении всего творческого пути. Изящество композиционных решений, пластическая цельность, живописная щедрость и колористическая гармоничность характеризуют язык Ню: «У зеркала», «Обнаженная» и т. д.

С исключительной тонкостью раскрыты художником поразившие его воображение мгновения жизни природы. Техническое совершенство и тонкий лиризм: мир природы и мир души как единое целое удивительно щедрой на красоту Вселенной. Трепетно-эмоциональные решения пространства в пейзажах-«настроениях», в которых очень важна интонация интимности переживания гармонии мира, вовлеченности в пластику среды, отличают такие работы, как «Очищение» (2004) и др. Переливы серебристо-серого передают сложную гамму сумерек и зимнюю оттепель: «Утро», «Оттепель», «Аллея». Мотивы скромны и волнующи одновременно. Картины пронизаны светом и воздухом. Задумчивость, широта общего настроения поддерживаются цветовой и колористической характеристикой мотивов, передавая чувственное восприятие бытия. Под кистью мастера незатейливый мотив превращается в поэтический образ. Тональная гармония позволяет передавать самые разнообразные состояния природы: «Старый парк» (1995), «Раннее утро», «Светает» (2002). Изысканность живописной палитры, выразительность, поэтичность, одухотворенность, - все эти качества свойственны пейзажному жанру художника.

Одна из особенностей творчества С. И. Исаева - постоянные поиски. Он никогда не останавливается на достигнутом, работая вдумчиво, трепетно сверяя каждое решение с горением духа и биением сердца. Вселенная, мироздание, космос, - эти категории постоянно присутствуют в творчестве С. И. Исаева: «Прикосновение созвездий» (2001). Экспрессия света и цвета оказывается частью общей, тяготеющей к динамизму, формы изображения. Иногда предметность метафоры носит характер условно-поэтического знака. Яркая живописная фантазия сливается с реальностью ощущения природы и бытия. Усложненность образной ткани, разрастание в ней ассоциативного рефлектирующего начала придает живописным работам философский характер: «Эпоха людей. Камо грядеши» (2000). Художник бывает дерзок в преувеличениях и сравнениях, касается ли это композиционного решения, трактовки формы, цветового решения, выразительности каждого из элементов, из которых складывается художественное произведение: например, «Метаморфоза времени» (2002). Гибкий, разнообразный живописный язык, особый внутренний динамизм присущ решению образных задач этой яркой картины. Художнику свойственно стремление к символизации формы, ее многозначности, многослойности. «Метаморфозы» - остроироничное психологическое решение бытового сюжета и... вечный вопрос: «Кто мы?».

Виртуозное владение живописными средствами художник подчиняет точно рассчитанной и продуманной архитектонике образа произведения, деликатно акцентируя каждый пространственный план, не нарушая при этом целостности общего впечатления. Мифологическая тема в творчестве Сергея Исаева занимает заметное место. Эзопов язык не забыт. «Метаморфозы» (2002), «Молоко единорога» (2003), «Минотавромахия», - глубина поэтического осмысления: человек перед лицом природы. Иллюзорность реальности, фантастические образы продуманы, вписаны, эффектны. Иногда с лукавинкой, иронией и даже сарказмом. Ясность пластического языка, глубокая духовность отличает эти работы. Простота и лаконичность композиции, выразительное цветовое решение подчеркнуто светотеневыми контрастами, - это даже романтическая тенденция.

Обращается художник и к таким эмоциональным темам, как «Масленица» (2003), «Ярмарка» (2004), - создает образы с народным национальным пониманием красоты, порожденной и обусловленной природой, бытом, духовной культурой края. Работы отличает декоративность цвета и, в тоже время, непосредственность живописного видения. Каждая фигура олицетворяет движение, благодаря внутренней содержательности и ясности пластического языка изобразительная поверхность приобретает монументальность.

Отдельное место в творчестве Мастера занимает тема казачества. Еще в самом начале пути Сергей Исаев обращается к истории украинского народа, «Казаки. После боя» (1978), и остается неравнодушным к ней до настоящего времени. Каждая из исторических картин заслуживает отдельного рассмотрения. «За веру, за волю», «Клятва», «Всадники». В них передан дух эпохи, героизм и вдохновенность, вера в идеалы и, конечно же, драматизм-цена, которую заплатил украинский народ за свое освобождение. Колорит эпохи передан исторически достоверно. Художник много работает со специальной литературой, скрупулезно собирая в первоисточниках материал для своих живописно-декоративных эпопей. В лаконичной композиции «Зиновий Богдан Хмельницкий, гетман Украины» (2006) автор дает почувствовать героическую атмосферу, единодушную устремленность, готовность к подвигу. Композиционное решение позволяет охватить одним взглядом героический пафос, драматизм борьбы, переданные с жизнеутверждающей силой. Внутреннее единство, цельность композиции дает возможность глубже ощутить атмосферу времени. «Настольная группа» рассчитана на обозрение вблизи: ювелирно изображенные детали убранства героев, снаряжения, разнообразие психологических типажей.

Сергей Исаев обладает тонким образным чутьем, яркой фантазией, декоративным даром, живописным талантом. Это художник, произведения которого занимают достойное место в ряду работ мастеров украинского искусства.

ЖивописьИсаев С.И.Живописьх.м., 60х90, 2000 г.
ЖивописьИсаев С.И.Живописьх.м., 60х120, 2000 г.
ЭскизИсаев С.И.Эскизх.м., 100х150, 2012 г.
Выбор верыИсаев С.И.Выбор верых.м., 200х300, 2000 г.
СоборИсаев С.И.Соборх.м., 60х90, 2000 г.
КоторИсаев С.И.Которх.м., 50х35, 2000 г.
ЖивописьИсаев С.И.Живописьх.м., 50х70, 2000 г.
благовещеньеИсаев С.И.благовещеньех.м., 150.202, 2009 г.
ЖивописьИсаев С.И.Живописьх.м., 60х80, 2000 г.
ПейрасИсаев С.И.Пейрасх.м., 50х35, 2000 г.
ЦарьИсаев С.И.Царьх.м., 140х180, 2000 г.
ЖивописьИсаев С.И.Живописьх.м., 100х80, 2000 г.
ОчищениеИсаев С.И.Очищениех.м., 70х100, 2000 г.
ЖивописьИсаев С.И.Живописьх.м., 70х100, 2000 г.
ЖивописьИсаев С.И.Живописьх.м.,, 2000 г.
ЖивописьИсаев С.И.Живописьх.м., 100х120, 2000 г.
ЖивописьИсаев С.И.Живописьх.м., 60х90, 2000 г.
ЖивописьИсаев С.И.Живописьх.м., 110х80, 2000 г.
ЖивописьИсаев С.И.Живописьх.м.,, 2000 г.
ЖивописьИсаев С.И.Живописьх.м., 140х150, 2000 г.
ЖивописьИсаев С.И.Живописьх.м., 80х140, 2000 г.
УтроИсаев С.И.Утрох.м.,, 2000 г.
ЖивописьИсаев С.И.Живописьх.м.,, 2000 г.
ЖивописьИсаев С.И.Живописьх.м., 80х130, 2000 г.
ЖивописьИсаев С.И.Живописьх.м., 35х50, 2000 г.
ЖивописьИсаев С.И.Живописьх.м., 70х100, 2000 г.
ЖивописьИсаев С.И.Живописьх.м., 50х70, 2000 г.
УтроИсаев С.И.Утрох.м., 60х80, 2000 г.