Александр Сергеевич Чагадаев

Биография | Работы мастера

Александр Сергеевич Чагадаев

История искусства начинается с истории человека, его творящего. Александр Сергеевич Чагадаев – прямой потомок древнего княжеского рода. Князья Чагадаевы на протяжении пяти веков верой и правдой служили Отечеству: при царствовании Павла I в кавалергардском корпусе, Швейцарском походе армии Суворова, участвовали во всех наполеоновских войнах. Трое из князей Чагадаевых сражались в битве при Бородино. Прапрадед Александра служил в Нижегородском драгунском полку вместе с Михаилом Лермонтовым. Дед художника, тоже Александр Сергеевич, был талантливым музыкантом, учеником, а впоследствии сподвижником Василия Андреева в создании Великорусского оркестра, находящегося под высочайшим Его Императорского Величества Государя Императора Николая Второго покровительством.

В 1909 году состоялись гастроли оркестра в Англии. Успех был ошеломительный, и Андреева попросили организовать подобный оркестр в Великобритании. Это дело он поручил Чагадаеву. С 1909 года по 1916 годы Чагадаев служил в Лондоне: обучал иностранцев игре на русских народных инструментах, дирижировал Лондонским балалаечным оркестром, а иногда выступал как солист-балалаечник. Люди, приезжавшие в Лондон из английских колоний, были поражены притягательностью русской музыки.

Многие увозили с собой в Новую Зеландию, Индию, Южную Америку балалайки и домры, разучивали русские народные песни. Это дало повод Андрееву впоследствии говорить: «Чагадаев сделал русскую балалайку интернациональным инструментом». Музыка действительно была его страстью. И вот что удивительно: во времена репрессий патриота Чагадаева спасла от расстрела именно эта страсть. Для его внука до сих пор некоторые детали того чудесного спасения остаются загадкой. Время было такое – о многом приходилось умалчивать, что-то «забывать»… Но кое-что родным всё-таки удалось узнать.

Рассказывает Александр Чагадаев:

- Однажды младший брат Петра Ильича Чайковского, Модест Ильич, приехал в гости к моему прадеду. Он обратил внимание на музыкальность детей Чагадаевых и посоветовал им серьёзно заняться музыкой. Вероятно, именно этот совет во многом определил судьбу деда. Но был ещё один важный стимул: в доме Чагадаевых в Петербурге часто собирались корифеи музыки – Александр Глазунов, Цезарь Кюи, Сергей Рахманинов, Александр Зилоти. Деду, конечно же, было на кого равняться.

В 90-е открылись засекреченные ранее архивы, и мы смогли многое узнать об истории нашей семьи, о тех испытаниях, которые выпали на долю деда. В годы сталинских репрессий с таким происхождением жить в России было небезопасно. Но уезжать Александр Сергеевич не захотел. Его посадили. Естественно, в расстрельную камеру. Уж не знаю, как так произошло, но по счастливой случайности там, в углу, оказалась гитара. Видимо, прежний арестант оставил. И дед начал наигрывать – какую-то мелодию. Охранники доложили начальству. Удивительно, но через пару дней Александра Сергеевича освободили и направили в Болшевскую трудовую коммуну по перевоспитанию малолетних правонарушителей – обучать детей музыке.

Фактически с него сняли все надуманные обвинения, однако долгие годы он всё равно жил в страхе. Кто в те времена мог быть уверен, что не разделит участь сотен тысяч советских граждан, замученных в сталинских лагерях? Меня всегда восхищало, что после всех испытаний, выпавших на долю деда в советской России, у него сохранилось неистребимое чувство патриотизма, искренняя любовь к своей стране.

Художнику Александру Чагадаеву по наследству от предка перешло не только имя, но и талант. Живопись стала его способом выражения чувств и отношения к историческим фактам.

- С детских лет меня тянуло рисовать - вспоминает он. – Я не упускал любой возможности взяться за краски, пусть это и была простая школьная акварель. Мои родители – музыканты, естественно, мечтали, что я продолжу семейные традиции. Сольфеджио, часы тренировок… Но мама, заметив мои истинные наклонности, отказалась от моего музыкального образования, хотя ей и было, бесспорно, тяжело принять такое решение. Именно мама направляла и поддерживала меня. Он же подарила первую серьёзную книгу «Русская историческая живопись», которая пробудила мой интерес к изобразительному искусству и истории.

Глядя на картины Чагадаева, сложно поверить, что они созданы нашим современником. Похоже, что это работы художника XIX, а может быть, даже XVIII века. Заходя в мастерскую Чагадаева, попадаешь в некий исторический коридор, где символом нашего времени является, пожалуй, лишь проигрыватель да стопка компакт-дисков. Здесь повсюду наброски и дорогие сердцу картины, которые художник не продаст ни за какие деньги. По креслам и шкафам разложены мундиры и головные уборы, в углу – макеты ружей и кинжалов, которые непосвящённый человек может принять за скромный арсенал. Один из важнейших аспектов работы – достоверность образов, которая придаёт картинам невероятную живость. Это закономерность отношения Чагадаева к миру: современность он оценивает, проводя аналогии с тем, что происходило до нас, что творило историю, и, значит, память об этом священна.

- Сейчас у нас забывают традиционных героев, - сетует Александр Сергеевич. – И это беда. Многие даже не помнят имён великих полководцев, прославивших Россию. Меня поразило, что часть молодёжи не знает толком Суворова. А ведь он действительно достоин уважения. Все ли могут рассказать о героическом переходе полководца через Альпы? Ради чего он решился на этот поход, какие цели преследовал, кому и что доказал – ответит в лучшем случае один из десяти. Несмотря на то, что цель похода - разгром французских войск в Швейцарии – не была достигнута, считается, что он принёс русским войскам больше славы, чем самая блистательная победа. И это действительно была триумфальная победа – духа над «физикой». Удивительный пример доблести и мужества.

Чагадаев не историк. Скорее, он увлечённый человек, который пытается повернуть время вспять, остановив его на самом важном. Но его герои - это не только люди из прошлого. В мастерской Александра Сергеевича частые гости те, кто сейчас служит Отечеству. Элита российской армии и флота.

- Люди, с которыми я работаю, - рассказывает он, - очень волевые, целеустремлённые и стойкие. Это заметно с первой минуты общения и проявляется, казалось бы, даже в бытовых мелочах. Скажем, они могут стоять часами, позировать (что всегда непросто), при этом отвечать на звонки, сохраняя выдержку и такт. Совершенно невероятные люди! К примеру, рисую портрет пожилого человека. Мы пьём чай, ведём разговоры о жизни, и со стороны не скажешь, что собеседник занимает должность командующего Тихоокеанским флотом. Может управлять всем - от маленького катерка до авианосца. Но в откровенной беседе признаётся: не умеет водить машину. Масштаб не тот! Поразительно! И не менее удивительна судьба этого человека, привыкшего каждый миг думать о будущем страны. Вот именно такие люди, по-моему, заслуживают уважения и почитания.

Есть у Чагадаева своего рода святыня - место, куда хочется возвращаться снова и снова, - Бородинское поле. Оно словно хранит память об ушедших. Здесь Александр Сергеевич черпает вдохновение для создания картин, посвящённых историческим битвам. Об этом великом сражении 1812 года художник может говорить часами.

- Бородинское поле вдохновляет, подпитывает. Не стесняясь громких слов, скажу, что эта земля действительно святая. Сколько пало здесь верующих воинов! Я приезжаю в Бородино для создания картин о легендарном сражении. Порой встаю в шесть утра, как раз в то время, в которое и началась битва, чтобы в рассветном тумане почувствовать атмосферу того дня. Хожу по полю, чтобы проникнуться его духом, настроиться на работу. Беру этюдник и пишу. Это намоленное место. Здесь в полной мере можно почувствовать время, уловить что-то важное и незримое.

На полотнах Чагадаева не найти точных копий натурщиков, это лишь образы воинов, но они чрезвычайно реалистичны. Порой даже кажется, что картину писал очевидец и участник тех событий. Чагадаев считает, что лица должны быть фактурными, словно не из нашего времени.

Это ведь люди другой эпохи - их сложно встретить сейчас. Где черпаю вдохновение? Просматриваю альбомы признанных мастеров, старые фотографии, перечитываю русских классиков, «Войну и мир». И образы сами возникают. Создаю, домысливаю черты, важные детали. Конечно, такого мужичка (Чагадаев показывает на одну из своих картин) сейчас не найдёшь. Но натурщики необходимы, и обязательно в антураже, в котором задумана картина: в природных условиях важно, как свет ложится на одежду, предметы. Бывало, что жена и дети позировали: надевали шинель, кивер, брали шпагу и перевоплощались в героев прошлых лет. Помогают и ребята из исторических клубов, они часто приносят оружие, котелки, мундиры.

Александр Сергеевич много времени проводит в архиве Бородинской панорамы. Всегда с теплотой вспоминает сотрудников музея, которые ему помогают. Часто бывает в Бородинском военно-историческом музее-заповеднике, где тоже находит поддержку. Этот музей имеет для него особое значение. Не случайно художник подарил ему несколько своих картин.

О современной живописи Чагадаев говорить не любит. Вполне понятно: палитра искусства сейчас пестра и часто безвкусна. Порой молодые художники, словно на показе мод, демонстрируют новинки «осень — зима» или «любовь - война». Эти картины по законам fashion-индустрии рассчитаны почти всегда на один сезон. И такое искусство востребовано, приносит хороший доход. Моду задаёт эпатаж, часто вульгарный и циничный. Братия художников разделилась на два лагеря: одни погнались за быстрыми деньгами, другие, как Чагадаев, стали борцами за сохранение классической школы мастерства.

- Я отрицательно отношусь к «новому искусству», - честно признаётся он. – Это естественно для сторонника традиционной русской школы. Сейчас идёт борьба за места в галереях. Третьяковка пока сохраняет классический облик, но в целом кругом засилье так называемого авангарда. «Новая волна» оттеснила многих серьёзных художников, им приходится попросту выживать. Но перемены происходят. Я уже заметил, участвуя в международных и российских выставках с нашими мастерами реализма, как люди соскучились по глубокому, настоящему искусству. Не сомневаюсь, что скоро в России уйдут в тень дилетантство, попса и пошлость, циничные художники и литераторы. Я верю: настоящее искусство выстоит, и русская реалистическая живопись займёт, как и всегда занимала, своё достойное место в мировой культуре. Хочу вспомнить слова прекрасного художника XIX века Теодора Жерико: «Будем же поощрять наши истинные таланты - и у нас не возникнет надобности ублажать посредственность, которая как бы в силу своего количества надеется стать ведущей для своей Отчизны...». Сказано в 1823 году, но словно о нашем времени.

ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.
ЖивописьЧагадаев А.С.Живописьх.м.,, 2015 г.