Бутко Виктор Николаевич

Биография | Работы мастера

Бутко Виктор Николаевич

Я родился в 1978 году в Москве в семье художников Николая БУТКО и Марины ЧУЛОВИЧ. Детство протекало большей частью в районе Верхней Масловки - там жили родители, там располагался детский сад, который я посещал, и всё такое, - словом, вы понимаете... А ещё на Масловке находилась мастерская моего деда Виктора ЧУЛОВИЧА, известного московского пейзажиста. Она, пожалуй, была одним из самых любимых мест детства – мне нравилось носиться по бесконечным коридорам дома № 1, залезать по лестнице на стеллажи с картинами и так далее. Кроме того, там происходили встречи с художниками, которые довольно часто заходили к деду в гости. А иногда звали к себе в мастерские. Мир художественных мастерских безумно интересен, описывать его можно бесконечно долго… В общем, рос в творческой атмосфере, насыщенной парами растворителей и запахами красок, почти постоянно наблюдая процесс создания картин.

Летом этот процесс перемещался в деревню – дед приобрёл домик под Вышним Волочком в самом начале восьмидесятых. Жизнь была тогда иная, конечно, чем сейчас: деревня была живая, полно друзей, а ещё ведь приезжали дачники… Там я интересовался искусством только во время затяжных дождей, которые часто посещают те места. Остальное время посвящалось куда более важным делам – строительству разного рода укрепсооружений и «главных штабов» из тонких осинок и ольхи. Строить их было необходимо, ведь в любой момент могла случиться атака «беляков», «ковбоев» и прочих персонажей. В августе наши «полки» начинали редеть – кого ждал детский сад, кого школа. В самом конце августа отправлялся в Москву и я. Снова самым интересным местом становилась мастерская деда, и появлялось потихоньку желание быть сопричастным этому особому миру – Миру Искусства. Конкурировать с ним могла только моя страсть к познанию разной техники, в основном электрической. В жертву этой страсти был принесён бабушкин пылесос. Я давно уже хотел посмотреть, что у него внутри… Едва бабушка отлучилась, не помню уже, куда, я скорее извлёк несчастный прибор из стенного шкафа, взял в руки отвёртку и… Вернувшись, бабушка обнаружила меня сидящим на полу с отвёрткою в окружении безжизненных останков, которые ещё недавно были пылесосом. Вот так сосуществовали во мне, борясь, искусство и технический прогресс.

1985 год привнёс в мою жизнь новые впечатления: бурный поток знаний подхватил меня и повлёк по волнам школьной жизни, то и дело прикладывая головой о гранит науки. Тем временем интерес к искусству победил, я начал готовиться к поступлению в Московскую среднюю художественную школу, посещал подготовительные занятия в Лаврушинском переулке. Поступил туда в 1989 году. К тому времени МСХШ находилась на Крымском Валу, по соседству с Центральным домом художника. Там я обучался рисунку, живописи и композиции под руководством педагогов В. И. Борисова, Л. С. Томашевской, Л. П. Беседнова и Н. И. Козлова. Последний - личность поистине легендарная: кто не помнит про яйцо, трубу и чемодан… Правда, отношения с ним складывались не у всех, и я не исключение. Хочется отдельно вспомнить учителей истории и истории искусств – М. Н. Воробьёва, Н. В. Криволуцкого и Г. Р. Шишкина. Занятия в МСХШ начинались, как правило, осенней практикой – ездили с преподавателями в Коломенское, Кусково и Новодевичий монастырь, писали этюды с натуры. Первые три класса были посвящены познанию акварельной техники, а затем переходили к масляным краскам. В девяностые годы школы коснулся ветер перемен – в 1996 году я заканчивал Московский академический художественный лицей при Российской академии художеств.

Окончив лицей, я решил удалиться в окрестности Волочка и посвятить своё время работе на пленэре. По соседству с деревней находится Академическая дача художников им. И. Е. Репина – место известное и посещаемое творческой интеллигенцией. Там происходило моё творческое общение, это был своего рода клуб – знакомились между собой художники из разных городов и стран. Приезжали на практику студенты художественных ВУЗов. В 1997 году я вступил в Московский Союз художников, участвовал в выставке союза на Кузнецком мосту и снова предался пейзажному творчеству вдали от городской суеты. Выставочная деятельность, впрочем, началась ещё во время обучения в лицее – участвовал в выставке учащихся МАХЛ в Центральном доме работников искусств, имевшей место в 1994 году. Первая персональная выставка прошла в США в 2002 году, в галерее McCarthey. Участвовал и участвую во всероссийских, московских и прочих выставках. Конечно, одной Академичкой я не ограничиваюсь в смысле пленэра – регулярно езжу в Плёс, Торжок, последнее время часто посещаю Ленинград–Санкт-Петербург (кому как нравится), был в Крыму вместе с художниками Петром Фроловым и Натальей Тур. В планах поездки в Кострому и на Белое море, и, конечно, хочется освежить крымские впечатления. В общем, время покажет…

Натюрморт с корабликомБутко В.Н.Натюрморт с корабликомх.м., 2013 г.
В старом доме. Последние дни осениБутко В.Н.В старом доме. Последние дни осених.м., 2013 г.
РозыБутко В.Н.Розых.м., 2013 г.
Лодки в БалаклавеБутко В.Н.Лодки в Балаклавех.м., 2013 г.
Знойный день в ЯлтеБутко В.Н.Знойный день в Ялтех.м., 2013 г.
Холодный август. ВершининоБутко В.Н.Холодный август. Вершининох.м., 2013 г.
Гурзуф. Весна на улице ЧеховаБутко В.Н.Гурзуф. Весна на улице Чеховах.м., 2013 г.
Дыхание зимыБутко В.Н.Дыхание зимых.м., 2013 г.
Крымская сиреньБутко В.Н.Крымская сиреньх.м., 2013 г.
Пршел легкий дождь. Вид на стадион ДинамоБутко В.Н.Пршел легкий дождь. Вид на стадион Динамох.м., 2013 г.
НезабудкиБутко В.Н.Незабудких.м., 2013 г.
Ямково. Тёплый вечер апреляБутко В.Н.Ямково. Тёплый вечер апрелях.м., 2013 г.
Утро на террасеБутко В.Н.Утро на террасех.м., 2013 г.
СиреньБутко В.Н.Сиреньх.м., 2013 г.
Исаакиевский собор. Пасмурный деньБутко В.Н.Исаакиевский собор. Пасмурный деньх.м., 2013 г.